О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах (ТР ТС 012/2011) в Краснодаре
ТР ТС 012/2011 принят, чтобы обеспечить безопасность человека, имущества, предупредить действия, которые могут ввести в заблуждение.
Документ устанавливает требования к продукции, используемой во взрывоопасных средах:
-
электротехнике;
-
неэлектрическому оснащению;
-
устройствам, необходимым для обеспечения безопасности основного оборудования, с защитой от взрывов (Ех-компонентам).
Ех-компоненты - встраиваемые приспособления, обеспечивают безопасность конструкции, например, ПВК (пост взрывозащищенный кнопочный) и самостоятельно не применяются. К ним относятся световые индикаторы красного, зелёного, жёлтого, синего, белого, оранжевого свечения, кнопки аварийные, пусковые, с блокировкой, контактные блоки.
Классификация
Оборудование используется для эксплуатации во взрывоопасных условиях в таких местах, как:
-
шахты, их наземные постройки, опасные из-за рудничного газа и горючей пыли;
-
пространства с наличием опасных газов;
-
среды с присутствием взрывоопасной пыли.
Кодов ТН ВЭД для продукции в отдельном перечне ТР не установлено. Идентифицируют оборудование следующими способами:
-
наличием маркировки;
-
описанием в техдокументации средств взрывозащиты;
-
классификацией, указанной в приложении №1 ТР ТС 012.
Сертификация техники по ТР ТС 012
Техника для работы в средах со взрывоопасными условиями проходит обязательную сертификацию.
Заявитель выбирает схемы оценивания по ТР ТС:
-
для серийной продукции подходит схема 1с, включающая тестирование образцов, анализ технологии;
-
партию товара оценивают с испытанием образца по схеме 3с;
-
единичный экземпляр испытывается неразрушающими методами и проверяется по схеме 4с.
Заказчиком является отечественный изготовитель или представитель иностранного изготовителя – при проверке по схеме 1с, производитель/продавец, если используются схемы 3с, 4с.
Алгоритм оформления сертификата на взрывозащищенное оборудование
Порядок оценки соответствия установлен законодательством. Процедура включает важные этапы:
-
Заказчиком подается заявка в сертифицирующую организацию.
-
Специалисты изучают документы, анализируют производство, систему менеджмента качества (СМК), идентифицируют продукцию.
-
Организуются испытания в аккредитованной лаборатории.
-
Оцениваются результаты проверок документации, технологии и образцов. В протоколе должна быть указана техдокументация (чертежи оснащения защиты от взрывов).
-
Сертификат регистрируется в Едином реестре ФСА и выдается заказчику. Бланк действителен не более 5 лет.
Сертификат соответствия Ех-компонентов выдается в том же порядке.
После оценки соответствия серийного выпуска организуется ежегодный инспекционный контроль.
Сертификат дает право маркировать товар знаком обращения “ЕАС” и знаком взрывозащиты “Ех”.
Предоставляемые документы
Производитель/продавец готовит пакет бумаг на оборудование, включающий:
-
Заявление с реквизитами, копиями ИНН, ОГРН, информацией о компании;
-
Образцы продукции;
-
Протоколы испытаний (при наличии);
-
ТУ, эксплуатационные документы, стандарты из перечня статьи 5 ТР ТС;
-
Подтверждение соответствия СМК (если есть);
-
Контракт на поставку, ТТН на партию продукции.
Содержание документа
Сертификат оформляется на официальном бланке. Его практически невозможно подделать. Проверить подлинность документа можно на сайте ФСА. Ведомство ведет реестр, открытый для всех желающих. Используя фильтр, можно найти интересующее разрешение по номеру, дате и другим реквизитам.
В бланке зафиксированы следующие данные:
-
Номер регистрации.
-
Наименование центра сертификации.
-
Информация о заявителе/изготовителе (адрес, контакты).
-
Технические характеристики устройств: описание, срок эксплуатации, условия хранения;
-
Стандарты, по которым проводилась проверка соответствия;
-
Печать, подписи руководителя и эксперта центра.
-
Срок действия.
Ответственность
Отсутствие у предпринимателя обязательных документов приведет к досадным последствиям: штрафам, проблемам с надзорными органами, судебным искам, отзыву продукции, остановке деятельности.
Все разрешительные документы можно оформить в центре “ЭкспертГОСТ”.