О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011) в Архангельске
Документ регулирует безопасность колесных транспортных средств, чтобы защитить жизнь и здоровье людей, собственность, природу, предупредить обман потребителей.
Требования применяются ко всем средствам, независимо от места производства, когда они выходят на продажу или эксплуатируются в ЕАЭС.
Действие регламента охватывает:
-
Колесные транспортные средства категорий L, M, N, O, G, включая шасси;
-
Компоненты средств: двигатели, тормоза, топливные баки, другие (таблица 4).
Полный перечень объектов, которые регулируются ТР ТС, указаны в первом приложении.
Действие законодательного акта не касается транспорта, обозначенного пунктом 3 статьи 1: машин со скоростью меньше 25 км/час, спортивных автомобилей, временно находящихся в ЕАЭС (до 6 месяцев), прочих, также компонентов (запчастей) к некоторым из них.
Классификация
Применение:
-
L - моторизованные средства: мопеды, мотоциклы, роллеры, велосипеды; трициклы, квадрициклы;
-
M - средства перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы, шасси к ним;
-
N - транспорт грузовой, шасси к нему;
-
O - полуприцепы/прицепы к машинам групп L, M, N;
-
G - средства повышенной проходимости.
Безопасность для экологии
Существует шесть экологических групп (3 таблица 1-го приложения), каждая группа устанавливает концентрацию опасных выбросов в воздух (таблица 12.1); диагностику двигателя, систем машины (OBD).
Класс экологии фиксируется в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), одобрении типа.
Проверки
Транспорт, его составляющие элементы идут на продажу, если изделия прошли проверку по ТР ТС 018. Для транспорта/шасси оценка соответствия – это одобрение типа; запчасти (компоненты) сертифицируются или декларируются, единичные экземпляры подвергаются технической экспертизе конструкции перед продажей, оценка используемых средств с изменениями включает предварительную экспертизу, технический осмотр, проверку безопасности.
Сертификация/декларирование составляющих элементов
Оценка компонентов проводится по приложениям 12, 10, 19 ТР ТС.
Приложение 10 включает:
-
список компонентов, подлежащих оцениванию;
-
стандарты, согласно которым проводится процедура;
-
схемы оценки.
Приложение 19 содержит порядок оценивания по шести схемам. Более полная схема оценки серийной продукции 2с, при которой проводится тестирование продукта, оценивание технологии производства, системы менеджмента качества, инспекционный контроль.
Схемы 1с, 2с, 10с, 11с используют при оценке серии продукции; схемы 3с, 9с - при проверке партии компонентов.
При декларировании предприниматель проводит оценку серийного продукта, используя схемы 1д, 3д, 6д, 7д; партии товара - 4д.
Остальные виды транспорта, его элементы безопасности, обозначенные в регламенте, оцениваются по приложению 12.
После проверок оформляются:
-
Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства на единичные б/у авто.
-
Одобрение типа шасси/транспортного средства на новые авто.
-
Сертификат/декларация на компоненты.
Подтверждение соответствия
Требования к проверке транспортных средств приведены в таблице.
Объекты |
Транспортные средства/шасси |
Экземпляры единичные |
Эксплуатируемые ТС |
Эксплуатируемые ТС, чья конструкция изменяется |
Элементы безопасности |
Оценка |
Одобрение |
Экспертиза конструкции |
Технический осмотр, контроль за безопасностью движения на дорогах |
Предварительная экспертиза, проверка безопасности, техосмотр |
Декларирование/ сертификация |
Исполнитель |
Сертифицирующий центр |
Лаборатория (ИЛ), аттестованная в органах аккредитации |
Хозяин автомобиля, ГИБДД |
ИЛ, ГИБДД |
Сертифицирующий центр, исследовательская лаборатория |
Особенности |
Типы обозначены приложением 11. Шасси проходят проверку при выпуске, перегонке к месту комплектации; при разделении ответственности изготовителей шасси и транспортной единицы |
Оцениваются комплектные средства |
Порядок оценивания регулируется национальными законами стран ЕАЭС |
Проверяются средства с измененными конструкциями/ компонентами. Оценку не проходят элементы безопасности: 1) оригинальные детали ТС, прошедшие оценку вместе с продуктом; 2) если они присутствуют в эксплуатационных документах изготовителя |
Проверку на соответствие не делают для комплектующих компонентов, идущих на сборку (если не нужна их отдельная проверка по Правилам ООН); отремонтированных (кроме шин с протектором), уже используемых составляющих деталей |
Одобрение типа транспортных средств/шасси
Оценка производится по приложению 12.
Заказчик предоставляет в сертифицирующий центр:
- Заявление с наименованием компании, реквизитами, копиями ИНН/ОГРН, типом ТС.
- Описание типа ТС (эскизы, коды ТН ВЭД, перечень компонентов с указанием их номеров).
- Доказательства соответствия.
- Отчеты по тестированию продукции, включая описание типа.
- Сертификат на систему менеджмента качества.
- Инструкции по применению.
- Договора/контракты, ТТН.
- Другие сведения по запросу.
Порядок получения документов
Заказать разрешения можно в центре сертификации.
План работы:
- Заключается договор между заявителем и центром.
- Проверяется документация.
- Тестируется транспортное средство/шасси или компоненты.
- Проводится оценка технологии;
- Идентифицируется и испытывается изделие;
- Оформляются протоколы, включая описание ТС/шасси;
- Органом регистрируются декларации/сертификаты, документы вручаются заказчику;
- Подготавливается и выдается одобрение типа шасси/транспортного средства;
- Предприниматель маркирует изделие;
- Проводится инспекционный контроль в период действия документа.
Документы о соответствии ТР ТС 018/2011 можно оформить в центре “ЭкспертГОСТ”.