Происхождение товарного знака
Товарный знак человечество придумало одновременно с появлением торговли. Древние ремесленники ставили подписи на своих творениях, чтобы выделить их среди других изделий. С развитием цивилизации происходило усиление конкуренции, особенно остро она начала ощущаться, когда интересы бизнеса вышли за пределы одной страны. В настоящее время товарный знак – это вид интеллектуальной собственности, которая находится под защитой закона. Небольшой исторический экскурс поможет понять его значение и эволюцию.
Древний мир
Глиняная посуда в древнем мире стала первым объектом клеймения. Самое известное из дошедших до наших дней – знак FORTIS. Очевидно, что качество товара было отменное, поэтому его часто подделывали. Во время правления китайского императора Хо-То посуда имела отчетливую маркировку, которая указывала то ли на авторство, то ли имя правящей династии.
Изделия древнеримских гончаров имели особые знаки, которые позволяли отличить каждое из них. Основное отличие от других вариантов клеймлений заключалась в информативности маркировки. Из нее можно было узнать не только дату, но и материал изделий.
Средние века
Средневековье ознаменовалось бурным развитием торговли, поэтому у потребителей появился выбор товаров. Однако сложность заключалась в том, как подтвердить качество изделий. Гильдии ремесленников предложили использовать товарные знаки, чтобы защитить свою репутацию. Это требование стало обязательным и положило начало стандартизации.
Эпоха промышленной революции
Если в средние века товарный знак был просто идентификатором производителя и, соответственно, качества продукции, то с развитием промышленности он стал еще и средством рекламы. Это связано с тем, что товары доставлялись на дальние дистанции, что усложняет определение изготовителя.
Бурное развитие производства привело к появлению конкуренции и увеличению количества товарных знаков. Это в свою очередь потребовало организации правовой защиты интеллектуальной собственности.
Дореволюционная Россия
Закон о товарных клеймах, принятый в 1830 году, ознаменовал приход нового времени и взглядов на стандартизацию. Согласно этому правовому акту, за подделку чужих клейм нарушителю грозила уголовная ответственность. В 1896 году вступил в силу закон “О товарных знаках”, который дал определение товарному знаку. Его мы используем по сей день практически в неизменном виде.
Новейшая история
Несмотря на то, что после октябрьской революции 1917 года было принято множество нормативных актов, касающихся торговых знаков, защита их была слабой. Только после 1990 года с приходом частной собственности вопрос стал очень актуальным.
Имидж производителя начал рассматриваться неразрывно от товарного знака, поэтому в 1992 году был принят первый российский закон о товарных знаках. До 2008 года он оставался актуальным, пока не появилась необходимость приведение норм закона в соответствие с изменениями ГК РФ. Нововведения касались правовой охраны товарного знака.
В настоящее время регистрация товарного знака – насущная необходимость, связанная с выживанием в высококонкурентной среде. С его помощью потребитель безошибочно определяет товар нужного бренда и оценивает его качество. Зарегистрировать фирменную символику можно в сертификационном центре, специалисты которого выполнят полный цикл работ.
Товарный знак – это актив компании, который имеет реальную стоимость. С его помощью можно эффективно продвигать товары или услуги, делая их заметными, а идентификатор – запоминающимся.