Сертификация бытовой химии

В настоящее время сертификация бытовой химии осуществляется в рамках национальной системы оценки качества. В отношении данной продукции предусмотрено обязательное декларирование ГОСТ Р.
Требования техрегламентов
Бытовая химия пока не попадает под действие ни одного из действующих технических регламентов. Несмотря на то, что еще в 2011 году было принято решение о необходимости разработки и введения технических регламентов на химическую продукцию, включая лакокрасочные материалы, моющие средства и прочую бытовую химию, было принято решение о переносе даты их вступления в силу.
Так, например, техрегламент на химическую продукцию – ТР ЕАЭС 041/2017 – начнет полноценно действовать только с 2021 года.
При этом многие товары бытовой химии попадают во второй перечень РКТС 299. Следовательно, на данный вид веществ следует получить свидетельство о госрегистрации. Это документ выдается бессрочно, действует во всех странах ЕАЭС и подтверждает санитарно-гигиеническую безопасность товара.
Законодательство России
В РФ большая часть товаров бытовой химии подлежит, помимо госрегистрации, декларированию ГОСТ Р. Полный перечень такой продукции, в отношении которой требуется принятие декларации, содержится во втором разделе ПП РФ №982.
В частности, средства непромышленной химии, предназначенные для борьбы с насекомыми и грызунами, дезинфекционные препараты, моющие средства подлежат обязательному контроля безопасности в форме декларирования.
Наличие декларации ГОСТ Р для подконтрольной продукции является обязательным для законного производства, продажи товаров данной группы, а также для ввоза на территорию России в том числе из соседних стран ЕАЭС. То есть предварительно оформить данное разрешение следует изготовителям, поставщикам либо же импортерам подконтрольных изделий. Декларация действует только в РФ в течение 5 лет с даты регистрации.
При отсутствии декларации соответствия нарушитель привлекается к административной ответственности (ограничение деятельности, штрафы, конфискация товаров).
Добровольная оценка соответствия
Предпринимателем могут быть оформлены различные добровольные документы, подтверждающие качество химических веществ. Наиболее распространенными и востребованными из них являются сертификат соответствия ГОСТ Р, сертификат системы управления качеством по стандарту ISO 9001 и другие.
В ходе сертификации в системе ГОСТ Р заявитель самостоятельно может установить критерии проверки, опираясь на действующие ГОСТы либо собственные техусловия. Такой подход позволяет компаниям донести до заинтересованных лиц информацию о наличии у товаров различных конкурентных преимуществ.
Выдача сертификата на СМК (ISO) подтверждает факт внедрения и эффективного функционирования на предприятии комплексной системы по управлению качеством.
Срок действия большинства добровольных сертификатов составляет 3 года.
Что нужно для оформления?
Для получения любого из перечисленных добровольных документов, а также для проведения обязательного декларирования по ГОСТ Р или госрегистрации от заявителя потребуется предоставить в аккредитованный центр «ЭкспертГОСТ» следующий пакет документов:
- заявление в письменном виде;
- произвольное описание оцениваемой продукции (состав, назначение, свойства и характеристики);
- регистрационные документы (ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ);
- копии ТУ или перечень используемых ГОСТов при производстве;
- внутренняя документация на СМК;
- паспорт безопасности вещества (при необходимости);
- договор поставки с инвойсом, доверенность на представителя для импортируемых изделий.
При наличии также будут полезны любые другие собственные доказательства безопасности и качества сертифицируемых товаров.
Точный перечень требуемых документов будет составлен специалистом центра «ЭкспертГОСТ».
Как проходят проверки?
Основные этапы госрегистрации, декларирования и добровольной сертификации сводятся к следующим мероприятиям:
- рассмотрение заявки и проверка представленных документов;
- отбор образцов продукции и передача их аккредитованную лабораторию для проведения испытаний;
- выезд эксперта на производство для оценки условий изготовления и проверки фактического функционирования СМК (в некоторых случаях);
- анализ результатов испытаний;
- принятие решения о возможности выдачи сертификата/декларации/СГР;
- составление разрешение, регистрация в реестре ФСА и выдача заявителю.
Дополнительную информацию можно получить в нашем сертификационном центре совершенно бесплатно.